Использование информационных технологий на уроках физике

Система современного образования  ведёт к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Информационно-компьютерные технологии  становятся  необходимым компонентом  урока в современной школе и  современный учитель  — это высокопрофессиональный педагог, использующий  в своей работе ИКТ.

В своей работе  мы активно  используем ИКТ не первый  год. В нашей школе оборудован  один компьютерный кабинет.  В кабинете  находится 10 рабочих мест учащихся с лицензионным программным обеспечением (включая сетевые образовательные программы), интерактивная доска. Кроме того, 100% классов оборудованы интерактивными досками. В школе накоплено огромное количество видео, мультимедийных, интерактивных материалов, презентаций, обучающих программ по всем предметам, включая предметы естественнонаучного цикла. Сейчас ведутся работы по созданию единого информационного пространства школы, включающего в себя создание единой школьной медиатеки, высокоскоростной общешкольной сети, интеграцию школьной сети и сети учреждения ИК-7, введение единого внутри школьного документооборота, с целью увеличения эффективности использования ИКТ в образовательном процессе. Реализация этого проекта создаст условия для дальнейшего развития и внедрения в учебно-воспитательный процесс новых ИКТ, таких как,  обучение по технологии «1 компьютер – 1 ученик», дистанционное обучение и пр.

Быстрое развитие информационных технологий в последнее время постоянно заставляет пересматривать формы проведения уроков физики и астрономии, их структуру.

Для эффективного усвоения материала деятельность учащихся необходимо направлять в нужное русло, постоянно контролировать, менять их вид работы, иначе урок на компьютере станет для них таким же, как и изучение материала  по учебнику. Не надо заблуждаться в том, что, увидев урок по физике на компьютере, ученики сразу начнут его с радостью изучать и запоминать. Ничего подобного не происходит. Правильно, что в настоящее время у детей очень высокий интерес к компьютерам. Поэтому и надо этот интерес умело использовать в обучении. Грамотное ведение урока физики в компьютерном классе очень сильно повышает эффективность обучения.

Использование ИКТ на каждом уроке  делаем  по-разному:

  • При изучении нового материала используем информацию из различных сайтов;
  • Очень эффективен просмотр фотографий, которые нет в учебнике;
  • Компенсируем отсутствие физических приборов в школе, используя живые модели физических, астрономических процессов и явлений, что вызывает большой интерес у учащихся;
  • Подключаем их к созданию мультимедийных презентаций с использованием сведений и фотографий с сайтов, с последующим их показом на уроках;
  • Привлекаем учащихся к поиску информации по теме урока из источников   Интернета;
  • Используем интерактивные уроки;
  • Проводим тестирование на компьютере.

Этот список можно продолжать до бесконечности, придумывая день изо дня новые применения информационных технологий.

Уроки с использованием информационных технологий особенно нравятся осужденным, так как усвоение учебного материала  происходит быстрее и легче.

Все этапы урока эмоционально переживаются учениками. Это способствует формированию положительного отношения к изучаемому предмету, школе. В течение урока учащиеся не только усваивают новый материал, но и переживают ситуации успеха. Ощущение успешности помогает учащимся впоследствии показать хорошие результаты при контроле знаний.

Создание уроков с использованием ИКТ даёт возможность учителю использовать методы активного, деятельностного обучения. Проведение таких уроков требует от учителя специальной подготовительной работы. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.

Благодаря использованию ИКТ происходит  погружение в проблему с одной стороны и серьезная экономия учебного времени — с другой. Информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть и реализовать потенциальные возможности иных инновационных технологий и методов:

  • прививать навыки научно-исследовательской работы посредством организации исследовательской деятельности с использованием многообразия методов и форм самостоятельной познавательной и практической деятельности;
  • развивать умения добывать информацию из разнообразных источников;
  • обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
  • формировать умение кратко и четко формулировать свою точку зрения;
  • повышать интерес учащихся к предмету;
  • формировать положительную мотивацию учебной деятельности;
  • осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход к обучению на уровне ученика;
  • оптимизировать и индивидуализировать процесс обучения;
  • создавать надежную систему мониторинга усвоения знаний;
  • осуществлять процесс обучения в режиме сотрудничества учителя и ученика;
  • повышать педагогическую квалификацию;
  • позволяет использовать учителю современные педагогические технологии.

Информационные технологии  удачно  применяются и   во внеурочное   время. В рамках  предметной недели проводятся  физические викторины, дискуссии, исследования и   здесь не обойтись без компьютерных технологий. В качестве аргументации, более убедительно выглядит то, что наглядно, ярко, доступно.

В результате использования информационных технологий на уроках  физики у  учащихся наблюдается:

  1. Более полное усвоение теоретического материала;
  2. Овладение  учащимися умения  добывать информацию из разнообразных источников;
  3. Умение кратко и четко формулировать свою точку зрения;
  4. повышение интерес учащихся к предмету;
  5. формирование положительной мотивации учебной деятельности.

Системное применение в учебном году данных электронных ресурсов является гарантом эффективности учебного процесса.

Конечно,  все уроки  перепоручить компьютеру нецелесообразно, учитель сам  может  выстроить урок и использовать  различные методические приёмы. Информационные технологии должны не заменить известные  педагогические технологии, а  помочь быть более  результативными.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *